Медаль «За особые воинские заслуги» 1910

«…В это сложное время, учитывая причины катастрофы в русско-японской войне, правительство взялось за совершенствование военной промышленности. Для организации материально-технического снабжения армии и флота стали создаваться целые синдикаты. В 1909–1910 годах была проведена модернизация железнодорожной ветки ораниенбаумского направления, имевшей важнейшее стратегическое значение. Она обеспечивала снабжение и передислокацию войск не только в районе крепости Ораниенбаум (ныне город Ломоносов), но и Кронштадта, а следовательно, и фортов Красная Горка, Серая Лошадь и других укреплений, расположенных на южном берегу Финского залива.

И вот ту самую медаль, «За особые воинские заслуги», выдали в 1911 году «…Особо отличившимся лицам при постройке артиллерийских укреплений на побережье Балтийского моря». Но кроме этого, она была также выдана и «…некоторым частям инженерных войск за построение (самих) стратегических путей на ораниенбаумском берегу…»

Эти медали представляют большую редкость, так как выдали их не более пяти тысяч штук. Чеканились они из светлой бронзы, диаметром 28 мм.

На лицевой стороне медали изображён погрудный, профильный, влево обращённый, портрет Николая II без каких-либо императорских атрибутов; надписи отсутствуют.

На обороте — в середине — государственный герб (двуглавый орёл), а вокруг него помещена надпись: «ЗА ОСОБЫЯ ВОИНСКИЯ ЗАСЛУГИ», замкнутая маленькой пятилепестковой розеткой.

Бортика по краю медали нет».

А.А. Кузнецов. Н.И. Чепурнов. Наградная медаль. Том 1

 

О редкой наградной медали с портретом императора Николая II и надписью на реверсе: «ЗА ОСОБЫЕ ВОИНСКИЕ ЗАСЛУГИ» впервые упоминает зарубежный исследователь Рихтер, однако, история учреждения медали ему не была известна. Как следует из документов РГВИА в 1909 г. инженерными частями военного мини­стерства было произведено строительство железнодорожной ветки Ораниенбаум—Красная Горка, а также укреплений на Балтийском побережье. Ввиду чрезвычайной важности произведенных работ, технических трудностей и короткого срока (2 месяца) их исполнения, по докладу Главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа великого князя Николая Николаевича, в ноябре 1909 г. 59 офицеров, принимавших участие в строительстве, были награждены императором Николаем II орденами, а нижних чинов предполагалось наградить серебряными нагрудными медалями с надписью «За усердие». Согласно повелению императора Николая II в штабе войск гвардии и Петербургского военного округа были разработаны проект об учреждении нового вида награды — специальной медали с надписью «За особые воинские заслуги» и положение о ней. Согласно этому проекту, медаль должна иметь 4 степени (1 и 2 — серебряные, 3 и 4 — светло-бронзовые), должна носиться на Аннинской ленте и являться промежуточной наградой между знаком отличия ордена св. Анны и медалью «За усердие». Ею предполагалось награждать нижних чинов за особые, не боевые, заслуги, но выходящие из круга тех, за которые жалуются прочие существующие медали. В военном министерстве и Главном штабе рассмотрели представленный проект, высказали свои замечания и решили посоветоваться с Капитулом императорских и царских орденов. В письме от 24 декабря 1909 г. военного министра В.А. Сухомлинова канцлеру Капитула орденов В.Б. Фредериксу с приложением проекта положения и рисунков медали, запрашивалось мнение Капитула по данному вопросу. В Капитуле орденов рассмотрели присланные материалы и в письме В.Б. Фредерикса от 11 января 1910 г. было высказано предложение — нового вида награды не учреждать, а для награждения чинов, отличившихся при строительстве, установить светло-бронзовую медаль для ношения на груди на Александровской ленте. Такая медаль была учреждена 1 мая 1910 г. «высочайшим» повелением императора Николая II. Ею награждали генералов, офицеров, чиновников военного ведомства, сапёров и нижних чинов 1-й Сапёрной бригады, 3-го Железнодорожного батальона, команд 147 Самарского и 148 Каспийского пехотных полков и Кронштадтской крепости, принимавших участие в строительстве железнодорожной ветки Ораниенбаум— Красная Горка и укреплений Балтийского побережья, а также жандармских и полицейских чинов, охранявших строительство. На Санкт-Петербургском монетном дворе в 1910— 1911 гг. было изготовлено и выдано награжденным 4462 медали.

Петерс Д.И. Атрибуция некоторых редких наградных медалей России XIX — XX вв.
Труды ГИМ. Выпуск 98. Нумизматический сборник. Часть 12. 1998 год. стр. 212 — 221.


Медаль «За особые воинские заслуги» 1910

Медаль "За особые воинские заслуги"
Медаль «За особые воинские заслуги»

Медаль «За особые воинские заслуги» 1910

Медаль "За особые воинские заслуги"
Медаль «За особые воинские заслуги»
(Медаль любезно предоставил Андрей Ми)

Медаль «За особые воинские заслуги» 1910

Медаль "За особые воинские заслуги"
Медаль «За особые воинские заслуги»

Медаль «За особые воинские заслуги» 1910

Медаль "За особые воинские заслуги"
Медаль «За особые воинские заслуги»
(Медаль предоставил Леонид Скнар (Из коллекции))

Медаль «За особые воинские заслуги» 1910

Медаль "За особые воинские заслуги"
Медаль «За особые воинские заслуги»

Медаль "За особые воинские заслуги"
Медаль «За особые воинские заслуги»
(Изображение предоставил коллега ник Пиджак)

Медаль "За особые воинские заслуги"
Медаль «За особые воинские заслуги»

Медаль с серьёзным окислом аверса и реверса


Медаль «За особые воинские заслуги» 1910

Медаль "За особые воинские заслуги"
Медаль «За особые воинские заслуги»

Медаль поднятая из земли (копанина)


Александровская лента
Лента ордена Св. Александра Невского